,
Сегодня мы говорим о районе, у которого нет определенного негласного названия. Он совсем невелик по размерам и может с очень-очень большой натяжкой считаться частью Старой Самары. И пусть на самом деле он ею не является, здесь есть масса знаковых для нашего города мест.
На рубеже веков
В конце XIX- начале XX веков граница Самары проходила по улицам Полевым. Одна из них нам хорошо известна, и имеется на картах города до сих пор. Вторая, сменив несколько названий, сейчас именуется улицей Агибалова.
Между ней и Всесвятским кладбищем располагались сады. На разных картах того периода они обозначены как «Вокзальный садик» или «Сад питомник». Естественно, такой лакомый кусок земли, расположенный вблизи от исторического центра, не мог долго пустовать.
Железнодорожное наследие
Человек, приехавший в Самару, выйдя с Железнодорожного вокзала сразу же попадает на Комсомольскую площадь, ранее носившую логичное название Привокзальная. Попутно она выполняет роль улицы, соединяя Льва Толстого и Спортивную.
Здесь же, на Комсомольской площади, гостя Самары сразу приветствует установленный два года назад памятник Юрию Деточкину. За его спиной притаилось здание Управления Куйбышевской (в прошлом – Самара-Златоустовской) железной дороги. Оно было построено в 1925-1927 годах, по проекту архитектора Петра Щербачева. Здание интересно тем, что являлось первой крупной городской стройкой советского периода. Поняв всю глубину наших глубин, Щербачев подошел к столь ответственному заданию с нескрываемым энтузиазмом и подготовил сразу три проекта: в стиле русского классицизма, итальянского ренессанса и модернизированной классики. В итоге железнодорожные чиновники остановились на последнем варианте.
Быстрее, выше, сильнее!
Между улицами Агибалова, Красноармейской и Спортивной уютно расположился старейший в Самаре стадион «Локомотив». Датой его рождения считают 1925 год. Построен он был посредствам ручного труда и энтузиазма самарских комсомольцев и пионеров, и на протяжении 20 лет являлся главной футбольной ареной города.
Уже спустя 4 года после открытия здесь состоялся первый в футбольной истории Самары международный матч. На волжские берега пожаловала команда французских любителей — «ФСТ». И была два раза бита самарскими футболистами.
Здесь же произошло и фактическое рождение главной футбольной команды города «Крылья Советов». 3 мая 1942 года на «Локомотиве» одноименный клуб противостоял команде капитана Карелина, представляющей Авиационный завод №24 им.Фрунзе. Название «Крылья Советов» в годы Великой Отечественной было негласным, так как намекало на наличие в тогдашнем Куйбышеве оборонных заводов авиационного профиля и нарушало антишпионскую конспирацию. Поэтому до конца войны будущие «Крылышки» именовались «Команда капитана ………….».
Здесь же они сыграли и свой первый матч в чемпионате СССР.
С тех пор стадион «Локомотив» рос и развивался, постепенно превращаясь в спортивный комплекс. Даже лихие 90-е не смогли пошатнуть его ориентацию. Он по прежнему оставался спортивным объектом, в отличии, скажем, от своего собрата, стадиона «Волга», также построенного в 1920-х годах, но в эпоху дикого капитализма претерпевшему массу метаморфоз.
Рядом со стадионом «Локомотив» на вечную стоянку встал паровоз «Лебедянка», вполне себе действующая машина, более 30 лет проработавшая на КЖД. С 4 мая 2010 года он выполняет роль памятника.
Дела торговые
Продвигаясь на север от стадиона «Локомотив», мы минуем Пригородный автовокзал. Построен он был в 1959 году и на тот момент являлся единственным в городе. Нынешний Центральный Автовокзал будет построен только спустя 20 лет. Пригородный же утеряет свои лидирующие позиции в сфере пассажироперевозок, а на рубеже тысячелетий вообще прикажет долго жить. Сначала в его здании расположился ТЦ «Самарочка», а в 2010 году оно было и вовсе снесено. Приложил руку к этому делу печально известный в Самаре бизнесмен Алексей Шаповалов. Ныне на месте старого здания Пригородного автовокзала протянулись торговые павильоны.
Здесь же расположен и первый в Самаре «ТЦ» — ЦУМ Самара. Он был открыт в октябре 1967 года. Первоначально планировалось, что ЦУМ будет специализироваться исключительно на промтоварах, но в последний момент было решено все-таки добавить в его палитру и продовольственную краску. В итоге продуктовый отдел приносил прибыль, сопоставимую с выручкой всех остальных вместе взятых. Во времена дефицита всего и вся ЦУМ был местом притяжения советских «шопоголиков», т.к там периодически что-то «выбрасывали».
Посетителей, особенно дошкольного и школьного возраста, он поражал еще и наличием эскалатора, на котором можно было покататься. Ныне это чудо инженерной мысли демонтировано.
ЦУМ Самара за последнее десятилетие растерял всю свою привлекательность, уступая свои позиции под напором современных ТРК. Все, что у него осталось – это славная история, да и ту изрядно подпортил все тот же г-н. Шаповалов. Его стараниями ЦУМ Самара ассоциируется у многих горожан со скандалом, связанным с вырубкой прекрасных елей, произраставших у его центрального входа.
Площадь и рынок
За ЦУМом Самара расположилась Никитинская (до 1926 года — Петропавловская) площадь. Свое имя она получила благодаря поэту Ивану Никитину.
Венчает же наш маршрут Губернский рынок. Его архитектором выступил все тот же Петр Щербачев. Конструкционной основой для Губернского рынка послужил трофейный немецкий авиационный ангар. Открыт он был в 1955 году, но, прежде чем стать Губернским, именовался «Колхозным» и «Крытым».
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте