ЧЕМОДАН, ВОКЗАЛ, РЕКА. 100 лет истории самарских пристаней и речных вокзалов в...

ЧЕМОДАН, ВОКЗАЛ, РЕКА. 100 лет истории самарских пристаней и речных вокзалов в 10 фото

Автор:

НОВОСТИ
625

13 декабря стало известно, что в следующем году должен быть разработан проект капитального ремонта причалов Речного вокзала. Всего на работы должны потратить около 14 миллионов рублей. Речной вокзал, который начали строить в 1969 году, никогда не реконструировался. По случаю перемен «Другой город» решил вспомнить, как менялся облик пристаней и речных вокзалов в Самаре за последнее столетие.

Текст: Андрей Кочетков

rv00
Карта Самары 1916 года.

100 лет назад, в эпоху расцвета российского капитализма единого речного вокзала в городе не было. Вся волжская береговая линия города была утыкана пристанями. В основном, они были сконцентрированы между современными улицами Венцека и Льва Толстого.

rv00
Открытка из архива Георгия Бичурова (1904-1914 гг.).

Пассажирские перевозки по Волге век назад были развиты больше, чем в наши дни. И самарские причалы не простаивали без дела.

rv01
Открытка из архива Георгия Бичурова.

Самые роскошные пристани были у ведущих российских пароходств того времени — «Кавказ и Меркурий», «Самолёт» и «Русь».

Уже в те годы были развиты и туристические речные круизы. В начале XX века на страницах СМИ можно было встретить, например, рекламу следующего содержания: «Пароходство А.А. Зевеке приглашает в путешествие между Рыбинском, Нижним Новгородом и Астраханью. Пароходы, за исключением двух, освещаются электричеством! К вашим услугам двухэтажные пароходы американского типа «Миссисипи», «Колорадо», «Ниагара», «Миссури», «Княжна Татиана»!»

rv02
Фотография из архива Георгия Бичурова (около 1895 года).

Но большинство самарских пристаней имели вид «попроще». Например, эта под нынешним Вилоновским спуском.

rv03
Фотография из архива Георгия Бичурова.

В 1930-е годы, когда речными перевозками стало заниматься только государство, назрела необходимость построить единый речной вокзал. В 1935 году начало строиться деревянное здание вокзала по проекту архитектора Леонида Волкова, который спроектировал в нашем городе ряд зданий. Самое известное из них, пожалуй, Дзержинка.

rv05
Снимок 1967 года с сайта camapka.ru.

Здание было построено между улицами Некрасовской и Ленинградской.

rv04
Фотография из журнала «Life». 1950-е.

Новое здание вокзала, открытое в 1936 году было одной из самых интересных построек Куйбышева в стиле неоклассицизма, также известного как сталинский ампир.

rv05
Фотография из журнала «Life». 1950-е.

Спускавшихся к вокзалу пассажиров встречали фигуры советских вождей.

rv06
Фотография из архива Георгия Бичурова.

В процессе развенчания культа личности была демонтирована не только скульптура Сталина, но и почему-то Ленина. А на месте, где стояли исполинские вожди, появились киоски.

rv07
Фотография из архива Георгия Бичурова.

В 1969 году по соседству со старым начало строиться новое здание речного вокзала.

rv08
Фотография из архива Георгия Бичурова. Сентябрь 1970 года.

После того, как новое здание речного вокзала было введено в эксплуатацию летом 1971 года, в 1974 году деревянный речной вокзал был снесён.

rv09
Фотография Тимура Рубцова.

С момента начала работы вокзала прошло более 40 лет, и его инфраструктура изветшала. Уже в следующем году в неё начнут вдыхать новую жизнь. Кстати говоря, наш речной вокзал — единственный на Волге, использующийся до сих пор по своему прямому назначению.

Комментарии: