СБРЕНДИЛИ. 4 самарских бренда, которые появились благодаря иностранцам

СБРЕНДИЛИ. 4 самарских бренда, которые появились благодаря иностранцам

Автор:

НОВОСТИ
79

История самарских брендов, у истоков которых стояли иностранцы.

Текст: Андрей Артёмов

brend00

«Жигулевское» стало, безусловно, одним из самых узнаваемых городских брендов. «Дно» — место поломничества не одного поколения самарцев и гостей города. Даже если вы радикальный ЗОЖовец, то, по крайней мере слышали и о первом и о втором.

Как же началась эта славная, пенная и янтарная история? Само пиво, как напиток было известно еще в Киевской Руси, а солод и хмель входили в состав оброка, который крестьяне платили за пользование землей. Первый специализированный пивоваренный завод в России был основан в 1795 году в Петербурге Абрахамом Фридрихом Кроном. Родился он в Швеции, однако имел немецкие корни и служил при дворе Еватерины II пекарем.

Первый крупный пивоваренный завод в Самаре появился чуть менее чем через век. И у его истоков тоже стоял иностранец, известный всем самарцам. Пожалуй, самый популярный австриец в наших краях — Альфред фон Вакано. К тому моменту, как он перебрался в Россию, на самарской земле уже имелось несколько небольших пивоваренных заводов. Но по воспоминаниям очевидцев, качество их продукции оставляло желать лучшего. Однако, в 1863 году, ситуацию захотел исправить купец В.Е. Буреев. Им был построен новый пивоваренный завод, но надежды самарцев на вкусное пиво не оправдались. Дела у купца Буреева шли плохо, и как итог, в скором времени его завод оказался в городской собственности и стал сдаваться всем желающим в аренду за 500-700 рублей в год.

Тут то и появляется на сцене Альфред фон Вакано. В марте 1880 года он выигрывает торги и получает в свое распоряжение участок земли с расположенным на нем пивзаводом купца Буреева. Фон Вакано взял его в аренду на 99 лет. Причем за очень большую сумму — 2101 рубль. Старый завод был снесен, а новый был, во многом, инновационным. Так, например, на нем была своя электростанция, первая в нашем городе. Помимо фон Вакано большой вклад в развитие завода внес его земляк Мориц Фабер, который возглявлял австрийский Союз пивоваров и солодовников.

В конце февраля 1881 года завод начал свою работу. Первыми выпущенными сортами пива были Венское и Венское столовое. В том же году было зарегистрировано «Товарищество Жигулевского пивоваренного завода в городе Самаре». Именно с тех то пор слава самарского пива ни на день не умалялась. Начав со скромного показателя — 75 тысяч вёдер в год, фон Вакано довёл выпуск пива до 2,5 миллионов вёдер. Продукция Жигулевского пивзавода поставлялась более чем в 60 городов России и собрала более 15 медалей на международных выставках. Судьба самого фон Вакано сложилось непросто. В октябре 1915 года его вместе с сыном Владимиром за подозрение в шпионаже в пользу Австро-Венгрии выслали в Бузулук. 12 февраля 1918 года Жигулёвский пивоваренный завод был национализирован. А сам фон Вакано в октябре того же года получил разрещение на выезд в Австрию, где и умер спустя 8 лет. Но дело его живо. Бренд «Жигулевского пива» из Самары по прежнему знаменит на всю Россию.

brend01
Пиво и автомобиль — вещи несовместимые. Ну, разве что, если пиво безалкогольное. Если подняться вверх по течению Волги всего на 70 километров, то из цитадели пивоварения, попадешь в святая святых отечественного автопрома. Тольятти, он же Ставрополь волею судеб стал местом производства автомобилей, за рулем которых побывал не один миллион россиях. Но все это стало возможно, только при содействии итальянского концерна «Fiat».

К середине 60-х годов стало окончательно ясно, что автомобиль, как средство передвижения должен все глубже проникать в массы трудящихся. Приютить у себя новый автомобильный завод хотели многие регионы СССР. Специально собранная комиссия на первом этапе рассматривала 112 возможных площадок. После первого отбора их число сократилось до 39. В последний этап «кастинга» попали 6 возможных площадок строительства, среди которых была и Тольяттинская. Большую конкуренцию ей составляла Вологодско-Ярославская. Кроме партийных бонз к принятию решения была подключена и бездушная машина. В Центральном экономико-математическом институте АН СССР была разработана специальная математическая программа для ЭВМ, которая провела анализ всех претендентов. Однако, какой результат она выдала неизвестно. В любом случае, окончательное решение оставалось за членами Политбюро. И выбор пал на Тольятти. Произошло это 19 июля 1966 года.

А уже 15 августа 1966 года в Москве глава FIAT Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым на создание автозавода вТольятти с полным производственным циклом. Итальянцы должны были предоставить конструкции и технологии всех комплектующих изделий и технические требования на все используемые в производстве материалы. Они же должны были контролировать их качество, а также обучать персонал. В январе 1967 года строительство Волжского автозавода получило статус Всесоюзной ударной стройки. И недостатка в желающих на ней потрудится не было. Строительство имело циклопические масштабы. Помимо самого автомобильного завода предстояло постороить ТЭЦ, новый район города и другие инфраструктурные объекты.

19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», походивших внешним видом и конструкцией в целом на «FIAT-124». Но собранных почти полностью из комплектующих советского производства. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года. После выпуска миллионного автомобиля и тогда же он был награждён орденом Трудового Красного Знамени. С тех пор продукция ВАЗа является неотъемлемой частью пейзажа всех российских дорог.

brend02

Но вернемся обратно в Самару. Здесь итальянцы тоже оставили свой след, на сей раз в пищевой отрасли. Дело в том, что знаменитая шоколадная фабрика «Россия», строилась по проекту итальянской фирмы «Карле и Монтанари».У итальянцев была приобретена лицензия на выпуск кондитерской продукции и технический проект предприятия.

Запущена в эксплуатацию Куйбышевская шоколадная фабрика «Россия» была в апреле 1970 года, став первым в СССР предприятием по производству шоколада полного цикла. В следующий раз судьба сведет ее с иностранцами спустя четверть века. В 1995 году швейцарская компания «Nestle» приобретет контрольный пакет акций кондитерского объединения «Россия».

brend03

Отчасти связан с итальянцами и еще один самарский бренд. Крупнейшая некогда макаронная (все мы знаем пристрастие аппенинцев к этому блюду) фабрика «Верола» была основана немцем Оскаром Карловичем Кеницером. Строилась они практически синхронно с заводом фон Вакано. На фабрике применялись самые современная технологии для производства спагетти, вермишели и других мучных продуктов из пшеницы твердых сортов. А уж последней в наших краях было в изобилии.

К 1913 году Торговый дом Кеницера считался самым крупным в России. Как и завод фон Вакано макаронная фабрика вскоре после октябрьской революции была национализирована. В 1931 заводу было присвоено имя немецкой коммунистки Розы Люксембург

Комментарии: