ПОЛ ДЕЛА. Как самарские женщины предпочитают вести бизнес

 72

Автор: Редакция

.
,

На днях Amway и Высшая школа международного бизнеса СГЭУ при поддержке Самарского бизнес инкубатора запустили социальный проект «Мама-предприниматель», который подразумевает обучение и поддержку женщин, желающих начать свой бизнес. Программа повышения квалификации была построена, исходя из специально проведенных исследований, которые позволяют судить об особенностях женского предпринимательства в нашем регионе. О них-то мы и расскажем.

Текст: Данила Телегин 

 

issl
Фрагмент презентации исследований Amway

По индексу предпринимательской активности среди женщин 18-64 лет Россия находится в хвосте — мы занимаем последнее место в категории «развивающиеся страны Европы». Но если быть оптимистами, это значит, что у нас хорошие перспективы для роста.

В Самарской области 57 процентов исследованной аудитории считают, что самозанятость — лучший вариант работы, и еще 40 думают, что если не лучший, то хотя бы возможный. Более половины наших женщин уже имеют опыт в сфере самозанятости. Директор ВШМБ Владимир Егоров отметил, что существенная часть его появилась в 90-е, когда большинство крупных предприятий остановилось — именно женщины, спасая семьи, первыми начинали что-то предпринимать. Например, начинали заниматься розничной торговлей, становились «челноками»… Представления о самозанятости в нашей губернии до сих пор довольно специфические. Например, 61 процент опрошенных считает, что главное преимущество ее в том, что график работы свободный, а вовсе не в финансовой независимости и возможности самой принимать ключевые решения. Более половины уверены, что формат самозанятости больше всего подходит для таких занятий, как дизайн и рукоделие, написание работ, статей и мнографий, работа в сфере IT.

91 процент женщин Самарской области не против того, чтобы открыть свой бизнес. При этом почти каждая пятая под этим имеет в виду собственный ларек или торговую точку. Второе и третье место по популярности делят мечты о собственном кафе и продажи через интернет. Четвертыми идут так называемые прямые продажи. Чисто самарская особенность в том, что десятая часть наших женщин считает, что можно превратить в собственный бизнес написание на заказ отчетов, статей и монографий — в других регионах России это направление деятельности не считают столь привлекательным.

Главное препятствие, как считают наши леди, — отсутствие стартового капитала. Такие позиции, как лень, отсутствие компетенций, идей и связей, соратников и моральной поддержки — далеко в отстающих.

Что касается, собственно, гендерных различий, то 69 процентов женщин считают, что пол не имеет значения ни на этапе стартапа, ни позже. Тема давления патриархата хоть и появляется в результатах исследования, но отнюдь не как лейтмотив. В то же время лишь два процента уверены, что женщинам приходится проще.

Перед запуском проекта «Мама-предприниматель» состоялся круглый стол, где как раз обсуждали разницу в особенностях ведения бизнеса, и выводы из дискуссии получились несколько другие: если на начальной стадии разницы практически никакой, то позже она все-таки проявляется. Например, потому, что у женщины, а тем более мамы, всегда есть обязанности, которые непросто совмещать с деловой активностью.