ЗАПАДНЫЕ «СЛАВЯНЕ». О первой куйбышевской рок-группе. Людях, сыгравших в ОДО «Rolling Stones»...

ЗАПАДНЫЕ «СЛАВЯНЕ». О первой куйбышевской рок-группе. Людях, сыгравших в ОДО «Rolling Stones» до «Вудстока»

Автор:

ИСТОРИИ
225

45 лет назад в Куйбышеве со сцены ОДО впервые зазвучала роллинговская «Satisfaction». Первой куйбышевской рок-группе «Славяне» не дали её доиграть до конца. Но именно тогда началась большая жизнь рок-н-ролла в нашем городе.

Текст: Николай Епифанов Фото из архива автора

В середине шестидесятых они жили в соседних домах на улице Куйбышева – Саша Воробьёв, будущий лидер группы «Славяне» и будущий бас-гитарист Саша Кузьмин. Играли на семиструнных гитарах и пели «костровыми голосами» дворовые песни, учились играть.

SONY DSC

Первые публичные выступления проходили там же, на Куйбышева, в большом старинном подъезде, где широкая чугунная лестница вела на площадку перед входом в коммунальную квартиру. Акустика была «приличной», гитары звучали хорошо, а энергии было не занимать. Однажды в подъезд зашли погреться парень с девушкой. Молодой человек попросил гитару и спел песню «Позвони», которую исполнял Полад Бюль Бюль Оглы. Впечатлило и исполнение, и новый для ребят шестиструнный строй гитары.

Попробовали петь сами на два голоса. Получилось. Стали давать подъездные концерты. Набивалась масса народу. Репертуар состоял из битловских («Can’t Buy Me Love», «All My Loving», «Hard Day’s Night»), роллинговских и других красивых песен, включая то, что исполняли «Поющие гитары» («Жил один парень, и он, как я, любил и Битлз, и Роллинг Стоунз», авторство Джанни Моранди).

Песни передавались, как говорится, из уст в уста. В советских теле- и радиопередачах их не было.

Затем ребята пошли в городской молодёжный клуб (ГМК-62).

Летом 1967 года из Киева приехала группа «Садко». Участники группы – спортсмены-аквалангисты выполняли в Куйбышеве подводные работы, а перед отъездом дали в ГМК большой концерт, из трёх отделений. После этого и появилось желание создать группу. Не ломая долго над названием голову, решили, что будет «Славяне». По ТВ показывали фильм «Четыре танкиста и собака». «Гей, славяне» часто звучало в фильме. Вот и родилось это название для группы.

В ГМК ребята познакомились с первокурсником пединститута Сергеем Терёхиным, который хотел играть на клавишных. Но послушав, как он играет на пианино, ребята усадили его за барабаны. И правильно сделали. Одновременно с Сергеем познакомились со Славой Сарычевым, будущим ритм-гитаристом группы. Правда, пришлось его обучать игре, но он быстро схватывал. Его брат играл в профессиональном гитарном джаз-квартете Саши Соколова.

slav01

Через год местная газета напишет, что зимой группа использовала квартиру Славы для репетиций, а летом его сарай. А вокальные способности Саши Кузьмина раскрывались в полной мере в песне «Я в плохом настроении». Имелась в виду битловская «I’m Down».

Итак, группа была создана и начала выступать. Играли ребята на школьных вечерах, в училищах, институтах и «доросли» до выступления на финальном концерте «Студвесна’68». В большом зале Окружного дома офицеров. Поклонники забили большой зал до предела, включая балкон. Группа выступала от инфака пединститута, где учился барабанщик Сергей Терёхин, с песней Rolling Stones “Satisfaction”. Через несколько минут после начала занавес стал закрываться и музыка стихла, отключили питание. Ведущий объявил в микрофон, что «здесь у нас не кабак, а финал студвесны».

Недовольство собравшихся в зале трудно передать словами. Возмущённая толпа рванулась за сцену, предварительно узнав, что жюри тут «не при чём». «Славяне» встали грудью, защищая бедного конферансье, чтобы не допустить мордобоя. Всё обошлось, концерт продолжился, но при полупустом зале, ребята ушли вместе с поклонниками.

SONY DSC

После этого выступления «Славяне» стали самой популярной группой в городе. Их узнавали на улицах, просили автографы, записывали выступления ребят на переносные катушечные (других-то и не было!) магнитофоны «Романтик» и «Орбита». Найти бы сейчас эти записи!

Уровень, благодаря регулярным выступлениям, заметно улучшился. Тут возникла необходимость в пятом участнике, органисте. Ребят познакомили с Александром Анастасьевым. Он прекрасно играл на фоно и был замечательным скрипачом. Устроили ему маленький экзамен. «Ну-ка распиши гармонию «Michelle», — попросил Саша Воробьёв своего нового тёзку. «Вот… вот…и вот. Всё», — ответил Анастасьев, показывая лидеру группы результат. Лидер почесал голову, покряхтел немного и согласился с тем, что новый член коллектива способный малый. И тут же попросил его подготовить к ближайшему фестивалю две новые песни. «Хватит играть в молчанку, будешь петь».

На фестивале, выступление на котором «Славяне» начали с “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”, Анастасьев спел «Дилайлу» и романс «Утро туманное» на стихи Тургенева. И получил звание Лучшего солиста фестиваля. Сама группа заняла второе место. Исключительно из-за своих длинных волос. Это не скрывалось. Лидер «Славян» взял золото как соло-гитарист. А главное первое место досталось тогда группе «Скифы» из института связи.

После фестиваля к «Славянам» подошли работники обкома ВЛКСМ и сказали: «Ребята, хотите иметь первое место? Постригитесь и обязательно исполните песню про Куйбышев».

slav00

На следующем фестивале «Жигули» группа была пострижена и одета, как говорится, чёрный низ – белый верх. Выступали ребята с песней «У нас под Куйбышевом» в рок-н-ролльной обработке, конечно. И ни одной иностранной песни! Получили первое место и поездку на межрегиональный фестиваль в Пензе. Приехали, спели, утверждённую обкомом ВЛКСМ программу, заняли второе место. Первое – группа из Горького «Бригантина». Два куратора из куйбышевского обкома ВЛКСМ контролировали выступление «Славян».

После фестиваля был ночной сейшн, на котором «кураторов» не было. Ребята всю ночь пили пиво и играли рок-н-ролл. «Что же вы не пели эти песни?!» — спрашивали другие участники фестиваля. Радость музыкального общения не знала границ.

Летом 1969 года «Славянам» довелось быть на гастролях в Татарии, в Лениногорске. После нескольких концертов им предложили поиграть пару месяцев на танцах.

Предложение было заманчивым, и ребята согласились. Ежедневные выступления много дали в профессиональном плане, и появилась, кстати, возможность полностью сменить аппаратуру. В Казани группа купила три полуакустические электрогитары (комплект) – ГДРовскую «Мьюзиму».

«Фирменных» гитар, практически, ни у кого в городе не было в то время. Все играли на «дровах».

Совершенно другое звучание оценили зрители концерта в куйбышевском пединституте. Попросили открыть окна, чтобы собравшимся во дворе было лучше слышно, зал не вмещал всех желающих.

slav02

Затем состоялся полноценный, в двух отделениях, концерт в ДК им. Дзержинского. С продажей билетов, но ребята ничего от этого не получили. Работали на энтузиазме, благодаря которому их пригласили аккомпанировать на Всероссийском конкурсе бальных танцев во Дворце спорта. Когда жюри подводило итоги, ребята дали небольшой концерт. Там же, во Дворце спорта. Это была первая, по настоящему оплачиваемая, работа перед уходом лидера Саши Воробьёва в Советскую армию.

Первый сейшн куйбышевских групп состоялся 7 мая 1970 года во дворе нынешнего Музея Модерна на углу улиц Фрунзе и Красноармейской. Посвящался он проводам в армию лидера «Славян» Саши Воробьёва.

«Славяне» с друзьями шли по улице имени Фрунзе. Шли с гитарами на плечах. «Девчонки мой свитер разорвали на кусочки, на память, в армию ведь уходил», — вспоминает сейчас Саша Воробьёв.

В первом куйбышевском сейшне принимали участие группы: «Колокольчик» (А. Безденежных, Д. Давиденко, Ю. Фёдоров, В. Мокшанов), «Орфей» и другие исполнители.

Как и у Битлов на крыше, полиция (милиция в этом случае) прекратила выступление. Концерт длился, правда, дольше, чем у Битлов. В нашем случае милиционеры сказали, что остановилось движение на двух улицах, люди стояли и слушали на проезжей части. «Мы сами с удовольствием слушаем, — говорили стражи закона, — но звонят из РОВД, требуют прекратить несанкционированное выступление».

На этом, фактически, и заканчивается история группы «Славяне». Практически, в год «Вудстока», в то время, когда люди верили, что любовь лучше, чем война, когда, думалось, что музыка может сделать всё. А это была не просто музыка, это был дух шестидесятых, захвативший мир и наш город.

Уже нет с нами Славы Сарычева и трагически погибшего Саши Кузьмина, и приходят на ум слова Дмитрия Пригова:

«О, как давно все это было
Как я в матросочке своей
Скакал младенцем меж людей
И сверху солнышко светило

А щас прохожих за рукав
Хватаю: Помните ли гады
Как я в матросочке нарядной
Скакал?! Ведь было же! Ведь, правда! -
Не помнят…»

Но мы помним, и эта память будет всегда с нами.

Комментарии: