ПРИКЛЮЧЕНИЯ БРОНЗОВЫХ ВОЛЖАН В БЕЛОРУССИИ. Близнецы самарских чапаевцев в Минске

 182

Автор: Андрей Кочетков

На этой неделе сразу три годовщины установке памятников работы скульптора Матвея Манизера. Все работы скульптора, стоящие в нашем городе, были открыты в первую неделю ноября. 5 ноября 1927 года постамент Александра II на нынешней площади Революции занял Ленин. Спустя 5 лет, 6 ноября 1932 года перед зданием Драмтеатра появился Чапаев. А 75 лет назад, 5 ноября 1938 года на месте снесённого кафедрального собора встал Куйбышев, имя которого уже носил город.

Текст: Андрей Кочетков

Многие знают, что в Санкт-Петербурге есть копия нашего памятника Чапаеву. Сергей Киров был немало впечатлён качеством монумента, который скульптор изготовил для Куйбышева в Ленинграде. Ещё бы… Ведь это был первый многофигурный памятник, сделанный в СССР. Киров распорядился изготовить для бывшей столицы реплику куйбышевского Чапаева. Памятник был сделан уже после убийства секретаря Ленинградского обкома. Установлен он был во время блокады во дворе Военной академии связи.

Но практически никому не известно, что герои куйбышевского памятника Чапаеву, которых скульптор ваял с реальных волжских жителей, сначала появились в другой союзной республике.

7 ноября 1930 года в Минске у Дома правительства был открыт памятник Ленину.

Постамент памятника украшен множеством фигур. Но более всего нам интересны 3 из них, находящиеся справа с лицевой стороны памятника. В них можно без труда узнать трёх наших чапаевцев. Только в белорусском варианте они изображены в других позах.

Справа на постаменте минского памятника расположена фигура, которую Манизер ваял с самарской ткачихи Е.В. Ткачёвой. Позже она стала заместителем председателя Самарского горисполкома. А ещё позже была обвинена в правотроцкистской деятельности.

Неизвестно, знала ли Ткачёва о существовании своего скульптурного портрета в Минске.

Вторым справа на минском постаменте стоит русский крестьянина, в котором легко узнаётся наш самарский бронзовый персонаж.

И, наконец, «самарскую троицу» в Минске замыкает бронзовая фигура комиссара. Если в нашем варианте он рвётся в бой, то в белорусском он застыл на чеку.

Что небезынтересно, минский памятник стоит перед зданием, возведённым по проекту архитектора Иосифа Лангбарда. Двумя годами позже он поработает в Куйбышеве в тандеме со скульптором Манизером, создав постамент для наших чапаевцев.

Минскому Ленину работы Манизера повезло гораздо меньше, чем куйбышевским изваяниям скульптора. Во время оккупации он был переплавлен немецкими войсками. После войны Манизеру пришлось отливать Ильича заново.

manizer01
Постамент памятника Ленину в Миснке. 1941 год

Ленин был уничтожен. Но «волжская троица» в Минске устояла и пережила оккупацию.

Пожалуй, из всех памятников Манизера, установленных в Самаре только чапаевцев можно считать удачным без оговорок. Не удивительно, что целиком и отдельными типажами он был воссоздан выдающимся советским скульптором.