БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ. Перспективы фабрики-кухни все еще туманны

 39

Автор: Редакция

Вот и прошло заседание рабочей группы по вопросу реставрации здания фабрики-кухни ЗИМа. Прошло, словно и не бывало. Да, был замминистра культуры РФ Григорий Ивлиев. Да, был Александр Хинштейн. Да, 350 миллионов, скорее всего, будут каким-то образом освоены. Правда, не было еще одного участника рабочей группы — министра имущественных отношений Самарской области Юлии Степновой, которой хотелось адресовать вопросы, касающиеся передачи здания в собственность Самарской области…

Текст: Станислав Фурман

 

 

Само заседание длилось примерно минут пятнадцать, после чего рабочая группа удалилась на открытие памятника Швейку… Можно, конечно, и за пять минут решить судьбу не то что здания, а всей цивилизации, но в том-то и дело, что никаких новых судьбоносных решений ни принято, ни озвучено не было. По-прежнему остаются без ответов главные вопросы: когда начнется реставрация и что она будет собой представлять. В этой связи очень показателен комментарий советника главы г.о. Самара по градостроительным вопросам Виталия Стадникова, приложившего колоссальные усилия к спасению фабрики-кухни от сноса и играющего одну из главных ролей во всей этой истории:

«Дело в том, что произошло самое главное – определился статус здания и его назначение: здесь будет самарский филиал ГЦСИ (Государственного Центра современного искусства). Сейчас невозможно сказать ничего более конкретного: готовых проектов еще нет, да их возникновение пока и невозможно, поскольку прежде, чем проектировать, необходимо провести всестороннюю оценку состояния здания, на что как раз и будут направлены первые деньги. При этом, говоря о центре современного искусства, очень важно учитывать современный менталитет, который предполагает возникновение арт-объекта в тот момент, когда он начинает считаться арт-объектом. Сегодняшняя разруха в здании фабрики кухни тоже может являться арт-объектом, это – вопрос интерпретации. Иными словами, здание делает арт-центром сам факт признания его арт-центром. Поэтому реставрация – реставрацией, а проводить здесь мероприятия, связанные с какими-либо формами современного искусства можно будет сразу, как только здание перейдет в ведение области и ГЦСИ».

Очень хочется порадоваться за такие перемены вместе с участниками комиссии, но не особенно получается. В данный момент здание как снаружи, так и изнутри выглядит омерзительно: повсюду – мусор и грязь, с потолка свисают какие-то ошметки, на лестничных пролетах – гнилая вода с протекшей крыши. Если с данного момента можно начинать считать его арт-объектом, то смысл всего этого мероприятия начинает ускользать… Раз такое дело, почему бы не перенести этот подход на другие сферы городской жизни? Начать надо, конечно, с самарских дорог: хватит думать, что ямы и проломы – это помехи для движения, давайте воспринимать их как арт-объекты! И ЖКХ – туда же: крыша течет – интерпретируй, канализация засорилась – восприми это как инсталляцию…

Если в результате эта история с памятником советского конструктивизма закончится тем, что веселые хипстеры разрисуют в нем стены цветными мелками и разместят над входом пару-тройку дохлых крыс, удивляться будет нечему.